
Министерство энергетики РФ выступает против отмены демпфирующего механизма в нефтяной отрасли, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление замминистра энергетики Павла Сорокина.
«Все необходимые меры реагирования на рост оптовых цен на бензин уже приняты», — так замглавы ведомства прокомментировал предложение президента Независимого топливного союза (НТС) об отмене демпфера.
«Одним из главных приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конченых розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка. Его отмена лишит рынок защитного механизма», — сказал Сорокин.
Как пишут «Известия», НТС 18 марта направил письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой принять меры по стабилизации ситуации на рынке топлива.
«Цены на бензин в рознице до конца года могут вырасти выше инфляции, а при худшем сценарии — на 14%, предупредили в Независимом топливном союзе. Мер по стабилизации ситуации, что сегодня обсуждаются в правительстве, недостаточно, считают в НТС», — передает издание.
С такой позицией не согласны в Минэнерго. «Сегодня правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые срочные меры реагирования на рост оптовых цен», — цитирует «Российская газета» слова Павла Сорокина.
Например, как отмечается, скорректирован демпферный механизм в пользу увеличения выплат нефтяникам. Заработать он должен с 1 мая. Увеличены и нормативы продаж на бирже. Поэтому, как отмечают в Минэнерго, еще с 10 марта ситуация с ценами на бензин и дизельное топливо на торгах стабилизировалась. На АЗС цены на топливо растут в пределах инфляции.
По словам Сорокина, принятых правительством мер по корректировке демпфера и по увеличению минимальных объемов продаж топлива на бирже достаточно для сохранения стабильной ситуации. Но в ведомстве постоянно следят за оптовыми ценами на топливо.
«Ведомости» подчеркивают, что ранее Счетная палата в своем отчете за 2020г. заявила о риске повторения в России топливного кризиса 2018г. На это в Минэнерго ответили, что не видят для этого предпосылок: по данным ведомства, нефтекомпании сейчас полностью снабжают внутренний рынок топливом, увеличили производство бензина, а товарные запасы с начала февраля увеличились более чем на треть и продолжают расти.
«Проблема демпфера и топливных цен является сложной и многоярусной», — отметил в беседе с изданием «Экономика сегодня» первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин.
«Сиюминутного решения нет. Ряд экспертов утверждает, что изменение демпфера выведет ситуацию из кризиса, под которым понимается несоответствие розничных и оптовых цен вместе с работой розницы в убыток или по нулям. Специалисты спорят о том, что нужно сделать, но очевидна цель — создание экономических условий, когда нефтяным компаниям было бы выгодно перерабатывать сырье и оставлять топливо на внутрироссийском рынке», — констатирует Ашихмин.
«Существует предложение о введении ручного регулирования и балансовых заданий в отрасли, но это полностью убьет рыночные механизмы, пусть и позволит выйти из сегодняшней ситуации. Но что будет через год? Если ввести ручное регулирование, то очень скоро рынка не станет, а компании столкнутся с большими проблемами», — говорит эксперт.
«Единого решения проблемы нет. Минэнерго РФ защищает честь мундира и утверждает, что все меры, которые нужно было принять, сделаны. Только нефтяники не видят реальной экономической возможности поставлять сырье в том объеме, который необходим рынку для снижения цен на нефтепродукты», — заключает Ашихмин.
Кристина Кузнецова