
В базовом сценарии нового прогноза Международного энергетического агентства, исходящего из современной политики национальных правительств, к 2026 г. глобальное потребление нефти вырастет до 104 млн баррелей в сутки, что на 4% больше, чем в доковидном 2019 г. Несмотря на то, что многие международные нефтегазовые компании заявили о достижении пика производства и о сокращении добычи нефти на перспективу, мировой спрос на нее будет расти на протяжении ближайших пяти лет, как минимум. По мнению МЭА, изменить ситуацию могут лишь активные действия по государственному регулированию, направленные на стимулирование перехода к электротранспорту.
Мировые нефтяные рынки восстанавливаются после «шокового спада» спроса, вызванного пандемией коронавируса. Однако инвесторы и компании сталкиваются с высокой степенью неопределенности дальнейшего развития отрасли, связанной с климатическим регулированием.
По мнению экспертов Международного энергетического агентства, повлиять на ситуацию с ростом спроса на нефть могут повышение стандартов топливной эффективности, увеличение продаж электромобилей, а также ограничение использования нефти и нефтепродуктов в электроэнергетическом секторе. Среди других факторов, которые могут ограничить прирост нефтяного спроса: сохранение дистанционной работы, сокращение деловых поездок, увеличение переработки отходов (в частности, пластика). Все эти меры, если они будут эффективно применены, в глобальном масштабе приведут к сокращению потребления нефти на 5,6 млн баррелей в сутки. Но без них миру потребуется намного больше углеводородного сырья, чем извлекается сегодня. В частности, на азиатские страны придется 90% в приросте мирового спроса на нефть в период с 2019 г. по 2026 г. Тогда как потребление во многих европейских странах с развитой экономикой, где количество автомобилей и потребление нефти на душу населения намного выше, чем в АТР, спрос на нее уже никогда не вернется к докризисному уровню.
Неопределенность в дальнейших планах климатического регулирования ведет к инвестиционному коллапсу. Перед добывающими компаниями и целыми нефтепроизводящими странами возникла дилемма. «Инвестиционные решения, принятые сегодня, могут привести либо к слишком большому количеству неиспользованных добывающих мощностей, либо к слишком малому количеству нефти для удовлетворения спроса», — отмечают в МЭА. Согласно прогнозам агентства, в 2021 г. ожидается лишь незначительный рост глобальных инвестиций в разведку и добычу. Тогда как по итогам 2020 г. компании сократили вложения в нефтяные проекты на треть по сравнению с первоначальными планами.
Согласно прогнозам МЭА, чтобы удовлетворить рост спроса на нефть к 2026 г. предложение должно вырасти на 10 млн баррелей в сутки. Половина этого прироста придется на Ближний Восток, прежде всего, на Саудовскую Аравию. Нефтяной рынок вернулся к традиционному раскладу сил, доминировавшему на протяжении многих десятилетий, предшествовавших сланцевой революции в Соединенных Штатах. Американскую нефтяную индустрию также ожидает восстановление. Однако темпы роста добычи в США, по мнению экспертов, никогда не будут прежними.
Нефтеперерабатывающая отрасль в глобальном масштабе ведет борьбу с избыточными мощностями. Согласно оценкам МЭА, уже сейчас требуется закрытие, как минимум, 6 млн баррелей в сутки мощностей НПЗ. Тем временем Китай, Индия и ближневосточные страны продолжают наращивать собственную нефтепереработку, что приводит к изменениям в мировых потоках нефти и нефтепродуктов. Импорт сырой нефти в азиатские страны достигнет 27 млн баррелей в сутки к 2026 г., что потребует рекордных уровней добычи нефти на Ближнем Востоке, а также в Атлантике (Бразилия, Гайана и африканские страны). Прогнозируемый рост нефтехимической промышленности в ближайшую пятилетку обеспечит до 70% в приросте спроса на такие нефте- и газохимические продукты, как этан, сжиженный нефтяной газ и нафта. Тогда как глобальный спрос на бензин, по мнению МЭА, возможно, уже достиг пика, поскольку повышение эффективности использования топлива и переход на электромобили компенсируют фактор роста автопарка в развивающихся странах.
Мария Кутузова