После очередного рекордного роста в прошлом году мировые продажи электромобилей, по прогнозам Международного энергетического агентства, превысят 20 млн единиц в 2025 г. Это составит более четверти автомобилей, проданных во всем мире, согласно новому Global EV Outlook, опубликованному МЭА.

К 2030 г. доля рынка электромобилей превысит 40%, поскольку они становятся доступным решением в большинстве стран мира. Несмотря на то, что нестабильная экономика оказала давление на автомобильный сектор, мировые продажи электромобилей продолжают бить рекорды. Поскольку электромобили становятся все более доступным решением для автомобилистов. 

Продажи превысили 17 млн во всем мире в 2024 г. Впервые доля электромобилей на мировом автомобильном рынке превысила 20%. За первые три месяца 2025 г. продажи электромобилей выросли на 35% в годовом исчислении. Все главные автомобильные рынки показали в первом квартале новые рекорды продаж электрокаров.

Китай сохраняет позиции лидера на рынке электромобилей, на них приходится почти половина от всех продаж в стране автомобилей в 2024 г. Количество электромобилей, проданных в Китае в прошлом году (более 11 млн единиц), эквивалентно общему количеству проданных во всем мире в 2022 г. Развивающиеся рынки в Азии и Латинской Америке также стали новыми центрами роста, при этом общие продажи электромобилей в этих регионах выросли более чем на 60% в 2024 г.

В Соединенных Штатах продажи электромобилей выросли примерно на 10% в годовом исчислении, превысив показатель одна из десяти проданных машин. В Европе продажи стагнировали, поскольку субсидии и другие меры поддержки были сокращены или отменены, хотя доля электромобилей на рынке осталась на уровне около 20%.

«Наши данные показывают, что, несмотря на значительную неопределенность, электромобили по-прежнему находятся на устойчивой траектории роста во всем мире. Продажи продолжают устанавливать новые рекорды, что имеет серьезные последствия для международной автомобильной промышленности. В этом году мы ожидаем, что более одной четверти проданных в мире машин будут электрическими, причем рост ускорится во многих странах с развивающейся экономикой. К концу этого десятилетия ожидается, что более двух из пяти продаваемых в мире автомобилей будут электрокарами, поскольку они становятся доступными», — отмечает исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.

Неопределенность относительно мирового экономического роста, а также эволюция торговой и промышленной политики могут повлиять на перспективы электромобилизации. Однако продажи электрокаров поддерживаются их растущим масштабом продаж и снижением цен на них. На глобальном уровне средняя цена электромобиля на аккумуляторе упала в 2024 г. на фоне растущей конкуренции и сокращения стоимости аккумуляторов. В Китае две трети всех проданных в прошлом году электромобилей были оценены ниже, чем их обычные эквиваленты, даже без использования дополнительных стимулов для покупки. Однако разрыв в цене покупки с обычными автомобилями сохранился на многих других рынках. Например, средняя цена на аккумуляторный электромобиль в Германии осталась на 20% выше, чем на обычный с ДВС. В Соединенных Штатах аккумуляторные электромобили по-прежнему были на 30% дороже.

Электромобили остаются дешевыми в эксплуатации на многих рынках, исходя из текущих цен на энергоносители. Даже если цены на нефть упадут до 40 долларов за баррель, эксплуатация электромобиля в Европе с помощью домашней зарядки все равно будет стоить примерно вдвое меньше, чем эксплуатация обычного автомобиля по сегодняшним ценам на электроэнергию для домохозяйств.

Согласно МЭА, почти пятая часть продаж электромобилей на глобальном уровне приходится на импортные автомобили. Китай, производящий более 70% электрокаров в мире, поставил почти 1,25 млн электромобилей в другие страны в прошлом году. Это касается многих стран с развивающейся экономикой, где цены на электромобили значительно упали из-за китайского импорта.

В глобальном масштабе продажи электрических грузовиков выросли примерно на 80% в прошлом году, что составляет около 2% от всех продаж грузовиков в мире. Этот рост, обусловленный удвоением продаж в Китае, был поддержан ценовой конкурентоспособностью некоторых тяжелых электрических грузовиков на китайском рынке по сравнению с их дизельными эквивалентами — при этом гораздо более низкие эксплуатационные расходы электрических моделей компенсируют их высокую закупочную цену.

/МЭА/