Фото: Shutterstock.com

Импорт нефти в Китай во втором квартале 2021 г. замедлился из-за роста цен и технического обслуживания нефтеперерабатывающих заводов. Китайские НПЗ в конце февраля перестали покупать нефть на фьючерсном рынке, запланировав на ближайшие месяцы техобслуживание. Рентабельность нефтепереработки в стране остается низкой. Тем временем Reuters предупреждает о возможном провале «сланцевой революции» в КНР: «сложная геология и неспособность привлекать инвесторов делают развитие этого сегмента китайской нефтедобычи экономически невыгодным», отмечают в агентстве.

Надежды на восстановление мирового спроса и сокращение поставок нефти из Саудовской Аравии и США подняли к концу зимы 2020–2021 гг. стоимость нефти марки Brent до самого высокого уровня с начала пандемии, примерно на 30% выше, чем в январе текущего года. В условиях низкой маржи на внутреннем рынке китайские НПЗ предпочли «уйти на ремонт». По данным китайской консалтинговой компании JLC, более десяти независимых нефтеперерабатывающих заводов Китая будут закрыты на техническое обслуживание в период с марта по июнь 2021 г. Сокращение закупок со стороны КНР, крупнейшего в мире импортера нефти, привело к сокращению поставок и падению котировок на ближневосточные, российские, африканские и южноамериканские сорта нефти. Согласно оценкам JLC, показатель загрузки независимых китайских НПЗ в апреле упадет ниже 70% по сравнению с 74% в феврале. Консалтинговая компания Energy Aspect сообщила о росте поставок в Китай контрабандной иранской нефти.

Reuters отмечает хрупкость равновесия ситуации на нефтяном рынке в связи с действиями Китая. Задачи декарбонизации, поставленные Си Цзиньпином, о достижении углеродной нейтральности к 2060 г. и пикового уровня выбросов CO2 к 2030 г., по мнению аналитиков информационного агентства, резко противоречат амбициозным экономическим целям страны и сохранению ее энергетической безопасности. Китай нуждается в огромных объемах энергии. Страна не может обеспечить энергопотребление за счет внутренних источников, с каждым годом становясь все более зависимой от импорта энергоносителей. Давние политические разногласия между КНР и Австралией недавно привели к неофициальному эмбарго на импорт австралийского угля и ограниченным поставкам сжиженного природного газа из этой страны, в результате на зимнем пике потребления энергоресурсов часть китайских городов пережила блэкаут. 

Высокие экономические показатели Китая входят в противоречие с задачами властей страны по достижению пика потребления ископаемых источников энергии в текущем десятилетии и превращению КНР в государство с нулевыми выбросами углекислого газа менее чем за 40 лет. Тем временем ряд китайских провинций находятся в глубокой зависимости от угольной генерации, делая глобальные климатические цели все более и более недосягаемыми, как внутри страны, так и за рубежом. Китай остается одним из крупнейших эмитентов парниковых газов на планете.

Согласно оценкам Reuters, выбросы от угольной генерации электроэнергии уже достигли пика в Китае. Тогда как потребление нефти и природного газа в стране далеко от возможных максимумов. Bloomberg (со ссылкой на статистику BP) отмечает семикратный рост спроса в КНР на нефть за последние тридцать лет. Китай превратился за это время из экспортера в крупнейшего в мире нефтяного импортера. Несколько лет страна пыталась нарастить внутреннее производство нефти и газа на сланцевых активах. Но обладание огромными ресурсами в этом сегменте не смогло помочь Китаю в его попытках повторить «американскую революцию». Импорт природного газа достиг 42% доли в потреблении газа в стране. От того каким будет ответ китайских властей на эти проблемы с энергобезопасностью и растущей зависимостью КНР от импорта зависит будущее планеты. Дальнейший рост угольной генерации или ВИЭ, или увеличение объемов импортируемых нефти и газа? Или какая-то гибкая комбинация из всех этих энергетических источников? Наступает время поиска ответов на эти нелегкие для страны вопросы.

Мария Кутузова