Продолжаем знакомство с крупнейшими нефтеналивными портами мира: Канада

Ось Америки

Река Святого Лаврентия — одна из самых крупных в Северной Америке: она вытекает из озера Онтарио восточнее Кингстона (точка истока — Эверетт-Пойнт) и заканчивается обширным эстуарием, переходящим в залив Святого Лаврентия и Атлантический океан. 

Свое благозвучное название могучая водная артерия получила благодаря французскому исследователю Жаку Картье — в 1535 году в день Святого Лаврентия ученый дал это имя заливу, а затем название распространилось на реку. 

Река Святого Лаврентия — один из самых длинных и интенсивно используемых судоходных путей в мире и основная речная ось североамериканского континента, по целому ряду социально-экономических параметров превосходящая водную магистраль Миссисипи-Миссури. Кстати, с этим бассейном река Святого Лаврентия связана через Великие озера и сеть судоходных каналов, начинающихся в Чикаго.

По мнению некоторых экспертов, именно вдоль реки Святого Лаврентия расположен крупнейший промышленный кластер западного мира. Основные порты этой мощной водной системы — Квебек, Монреаль, Торонто, Гамильтон, Тандер-Бэй, Порт-Колборн, Кингстон, Уинсор (Виндзор), Буффало, Эри, Кливленд, Детройт, Чикаго, Дулут-Супериор, Ту-Харборс, Индиана-Бернс, Толидо и Маунт-Вернон (о всех них будет рассказано отдельно).

Длина собственно реки – около 1200 км; к этой цифре нужно добавить  протяженность судоходного фарватера Великих озер (1860 км через озера Верхнее, Мичиган, Гурон, Сент-Клэр, Эри и Онтарио), составляющих вместе с рекой единую транзитную систему. Площадь речного бассейна — 1,6 млн кв. км; расход воды (сток всей системы Великих озер) — около 12 тыс. кубометров в секунду в вершине эстуария. В бассейне реки проживает более 20 млн человек. На участке от истока до Корнуолла по реке проходит государственная граница между США и Канадой. 

В 1959 году, после тридцатилетней бюрократической волокиты с утверждением готового проекта в госструктурах США и Канады и строительства, занявшего всего 5 лет, был открыт глубоководный морской путь Святого Лаврентия (Saint Lawrence Seaway или Voie Maritime du Saint-Laurent) протяженностью 293 км. Эта система из 14 шлюзов и двух искусственных каналов-протоков (они необходимы для обхода порогов, дамб и Ниагарского водопада), которые чередуются с естественными судоходными участками, считается одним из наиболее выдающихся инженерных сооружений мира. 

Гидротехнической системой, начинающейся в Монреале и заканчивающейся в озере Эри, управляют две администрации — канадская Saint Lawrence Seaway Management Corp. и американская Saint Lawrence Seaway Development Corp., а также две лоцманские конторы — Administration de Pilotage des Laurentides и Corporation des Pilotes du Saint-Laurent Central. Максимальные размеры проходящих по системе кораблей: длина — 225 м, ширина — 24 м, осадка — до 12,5 м ниже Квебека и до 8 м выше Монреаля.

Королевская гора

Монреаль, крупнейший город провинции Квебек, расположен на острове у слияния рек Святого Лаврентия и Оттавы; назван в честь трехглавой горы Мон-Руайяль («королевская гора»), находящейся в центре города. Основан в 1642 году монахами-евангелистами как военный, торговый и миссионерский форт на месте ирокезского поселения Ошелаги; сначала назывался Ла-Плас-Руайаль и Вилль-Мари. Передан Великобритании в 1760 году, в 1832 году официально номинирован как город. 

После открытия судоходного канала Лашин и железной дороги Монреаль стал крупнейшим городом Британской Северной Америки, экономическим и культурным центром Канады. При этом официальной столицей Канады Монреаль был всего 5 лет — с 1844 по 1849 год.

В 1967 году в Монреале состоялась Всемирная выставка (Exposition Universelle-67), приуроченная к столетию Канадской конфедерации; это мега-мероприятие, собравшее 62 страны-участницы и более 50 млн гостей, стало одной из самых успешных всемирных выставок. Кроме того, на «Экспо-67» был установлен рекорд посещения в течение одного дня — 569 тыс. гостей. Отметим, что эта выставка беспрецедентно подробно освещалась в советской прессе (возможно, в связи с тем, что павильон СССР был самым посещаемым – более 12 млн гостей; кстати, после выставки советский павильон был перемещен на территорию ВДНХ, где и находится по настоящее время). 

В 1976 году в Монреале состоялись летние Олимпийские игры (первая Олимпиада, полностью показанная в прямом телевизионном эфире). Кстати, со спортивной точки зрения Монреаль можно назвать «столицей мирового хоккея с шайбой», поскольку в этом городе базируется старейшая (основана в далеком 1909 году) и самая титулованная (24 кубка Стэнли) команда НХЛ Montreal Canadiens (Les Canadiens de Montreal). Этот супер-клуб дал миру таких великих хоккеистов как Хоуи Моренц, Жак Плант, Эмиль Бушар, Морис и Анри Ришар, Фрэнк и Пит Маховлич, Тоу Блейк, Элмер Лак, Даг Харви, Дикки Мур, Жан Беливо, Бернар Жеффрион, Ги Лафлер, Иван Курнуайе, Серж Савар, Кен Драйден, Патрик Руа, Ларри Робинсон, Ги Лапуэнт, Боб Гейни, Стив Шатт, Жак Лемер и многих других. Домашняя арена монреальцев — Centre Bell — самая загруженная в Канаде и пятая по загрузке в мире; она самая большая и «громкая» в НХЛ.

Важнейшая специфика Монреаля – франкофония; это четвертый по населению франкоговорящий город мира после гигантской конголезской Киншасы (бывшей бельгийской колонии), Парижа и ивуарийского Абиджана; при этом французский — единственный официальный язык Монреаля. Соответственно, город делит с Парижем «пальму первенства» во франкоязычной (и не только) культуре – здесь проводятся очень авторитетный и престижный международный кинофестиваль, крупнейший в мире джазовый фестиваль (более 2 млн гостей) и крупнейший в мире фестиваль французской музыки Les FrancoFolies de Montreal. Одним из следствий этого мощного культурного процесса стало то, что Монреаль регулярно входит в число наиболее благоприятных для проживания городов мира. Сегодня здесь живет 1,8 млн человек (в городской агломерации Большой Монреаль — 4,5 млн человек).

Монреальская гавань основана в 1830 году; портовое хозяйство занимает 26-километровую береговую полосу от моста Виктория до района Пуэнт-о-Трамбле; к гавани также административно и организационно относится портопункт Контрекер. Общая площадь порта — 11 кв. км. Гавань включает 15 терминалов – 4 контейнерных, зерновой Viterra (с огромным элеватором емкостью 260 тыс. тонн), сухогрузный Logistec, 6 нефтяных (Canterm Canadian, Shell Canada Products, Suncor Energy, Montreal Est, Norcan, Ultramar; основные грузы – продукция крупного НПЗ Suncor Montreal Refinery мощностью переработки 140 тыс. баррелей нефти в сутки), наливные Vopak и Lallemand, пассажирский Iberville. Всего перевалкой грузов заняты около 100 причалов глубиной до 11,5 м, что позволяет принимать суда класса Neopanamax. Основные грузы – нефть и нефтепродукты, сельхозпродукция (зерно, фрукты, овощи, орехи, сахар), пиломатериалы, целлюлоза, бумага, картон, химикаты, черные и цветные металлы, машины и оборудование, железная, марганцевая и медная руды, уголь, удобрения, стройматериалы, контейнеры. В гавани также расположена крупная судоверфь Canadian Vickers Shipyard. Годовой грузооборот порта — 40 млн тонн, пассажирооборот — 100 тыс. человек.

Узкое место

Первое поселение на месте будущего Квебека, называвшееся Шарльбур-Руайяль, было основано в 1541 году; увы, из-за враждебности туземцев оно вскоре было оставлено. Повторно Квебек был учрежден Самюэлем де Шампленом в 1608 году. На языке индейцев-алгонкинов название города означает «место, где река сужается» (действительно, в этом месте, между Квебеком и Леви, река Святого Лаврентия заметно сужена). 

На протяжении 150 лет Квебек был столицей французской Канады и Новой Франции в целом. В 1690 и 1711 годах Квебек как стратегическую позицию безуспешно пытались захватить англичане. Третья попытка, предпринятая в 1759 году, оказалась удачной; территориальное приобретение было узаконено по итогам Семилетней войны. 

В ходе Американской революции, осенью 1775 года, отряды Континентальной армии во главе с генералом Ричардом Монтгомери атаковали Квебек в попытке присоединить одноименную провинцию к боровшимся за независимость от Англии тринадцати штатам США. В последний день 1775 года войска квебекского гарнизона разгромили революционеров из южных колоний; при этом генерал Монтгомери был убит. Столь жесткий и однозначный исход битвы за Квебек стал началом раздела британской Северной Америки на две страны. 

В 1840 году, после образования провинции Канада, Квебек был ее столицей в 1852-1856 и в 1859-1866 годах. 

Во время Второй Мировой войны в Квебеке были проведены две конференции глав союзных держав. Первая из них, под кодовым названием Quadrant, прошла с 17 по 24 августа 1943 года; на ней присутствовали президент США Франклин Делано Рузвельт, премьер-министры Великобритании и Канады Уинстон Черчилль и Маккензи Кинг, а также министр иностранных дел Китая Сун Цзывэнь. Эта встреча имела важнейшее историческое значение – по ее итогам было принято решение об открытии второго фронта в Европе путем высадки морского десанта в Нормандии (это произошло 6 июня 1944 года). Кроме того, были рассмотрены условия капитуляции Италии, южная часть которой к тому моменту уже была освобождена. Также была принята программа военных и политических действий Французского комитета национального освобождения. Особую важность имел подготовленный и согласованный текст Декларации о создании Организации Объединенных Наций и особой ответственности великих держав — США, Великобритании, СССР и Китая — за сохранение мира после окончания войны. 

Вторая Квебекская конференция (кодовое название – Octagon) прошла 11-16 сентября 1944 года и носила более технический характер; решение фундаментальных стратегических вопросов было отложено до февраля 1945 года – до знаменитой Ялтинской конференции (Argonaut). Обе квебекские конференции прошли в наиболее «топовых» местах города – старой военной крепости и легендарном отеле Château Frontenac.

Подавляющее большинство квебекцев (всего в городе в настоящее время проживают 550 тыс. человек) говорят на местном  диалекте французского языка, существенно отличающегося от классического нормативного языка. Ключевую роль в сохранении франкоязычия сыграли католическая церковь и демографические процессы (франкофоны по сравнению с англоязычными канадцами обеспечивают более высокий естественный прирост населения).

Периодически в Квебеке возобновляется традиционная дискуссия о статусе провинции — сепаратисты настаивают на отделении Квебека от Канады, а федералисты хотят сохранить статус-кво. На этом фоне прошедшие в 1980 и 1995 годах референдумы позволили провинции получить значительную автономию во внутренней и  внешней политике, в частности, в вопросах правосудия, иммиграции, здравоохранения и образования (в отличие от остальной Канады, правовая система Квебека представляет собой микст романо-германского и англосаксонского права).

При всей своей исторической и культурной значимости Квебека со спортом ему явно не повезло – в частности, весьма сильный хоккейный клуб НХЛ Quebec Nordics (Nordiques de Quebec), воспитавший таких выдающихся хоккеистов как Жан-Клод Трамбле, Марк Тардиф, Мишель Гуле и Джо Сакик, в 1995 году переехал в Денвер (штат Колорадо, США), где поменял название на Colorado Avalanche и, по злой иронии судьбы, сразу же выиграл кубок Стэнли. 

Среди многочисленных промышленных предприятий Квебека можно выделить крупный НПЗ Jean Gaulin Refinery (мощность по переработке – 265 тыс. баррелей нефти в сутки), принадлежащий компании Valero Energy. Завод, находящийся в городке Сен-Ромуаль (пригород Квебека), получает сырье с речного терминала Dock Saint Romuald и по трубопроводу из западной части страны. Готовая продукция – моторное топливо и сжиженный природный газ (пропан) – отгружаются с завода всеми видами транспорта, включая речной. 

Гавань Квебека включает 4 портовых района — Estuary (устье реки Сен-Шарль), Anse-au-Foulon, Beauport и Pointe-a-Carcy, включающих 35 причалов и 3 глубоководных якорных стоянки глубиной до 15 м (могут принимать корабли класса Capesize). Основные грузы – железная руда и концентрат, уголь, химикаты, зерно, потребительские товары, стройматериалы, нефть и нефтепродукты (в том числе для бункеровки). Помимо грузовых и пассажирских причалов, в гавани расположена судоремонтная верфь. Годовой грузооборот — 30 млн тонн, пассажирооборот — 200 тыс. человек.

Залив грома

Тандер-Бэй расположен на западе провинции Онтарио, на северном берегу озера Верхнего в устье реки Каминистиква. Напомним, что Верхнее имеет гигантские размеры – это самое большое по площади (82,1 тыс. кв. км) пресное озеро мира и второе из всех мировых озер, уступающее только соленому Каспию. Верхнее отличается также большой глубиной – его средняя глубина составляет около 150 м.

Первыми из европейцев эту местность начали осваивать французские торговцы пушниной, построившие в 1679 году форт Каминистигуайан. Позднее он был заброшен, и постоянное поселение — Форт-Уильям — появилось здесь только в 1803 году стараниями крупной мехоторговой North West Company. Форт-Уильям быстро стал главным центром канадской торговли пушниной, а затем к меховому промыслу добавились лесозаготовка и наиболее рентабельный на тот момент бизнес — добыча ценных металлов (золота, серебра и меди). Аналогичный профиль имел и соседний городок Порт-Артур, названный в честь третьего сына королевы Виктории, принца Артура Уильяма Патрика, герцога Коннаутского и Стратернского, будущего фельдмаршала и генерал-губернатора Канады. 

В 1882 году в город пришла железная дорога, и местный порт переключился на перевалку зерна, идущего с запада страны. Соответственно, здесь началось строительство элеваторов, ставших самыми большими зернохранилищами Северной Америки (таковыми, кстати, они являются и до сих пор). 

В 1970 году Форт-Уильям, Порт-Артур и пригородные поселки Нибинг и Макинтайр объединились в один большой по канадским меркам город с населением 120 тыс. человек; название нового города выбрали путем всенародного голосования — Тандер-Бэй («залив грома»). 

Гавань Тандер-Бэя, как и сто лет назад, по-прежнему специализируется на перевалке зерна (70% грузооборота); кроме того, здесь обрабатываются пиломатериалы, уголь, калийные удобрения, нефтепродукты и стройматериалы. Среди 39 причалов порта 10 зерновых, 5 сухогрузных, 2 нефтеналивных (Pollard Highway Products и Suncor Energy), 3 марины для прогулочных и маломерных судов, 2 буксирных (портофлот), круизный (пассажирский) и рыболовецкий, а также две судоверфи — Fabmar Metals и Heddle Shipyard и причалы для кораблей береговой охраны и Военно-морского флота Канады. Кроме того, в состав гавани входит гидропорт Lakehead Aviation, принимающий маленькие гидросамолеты вместимостью до 15 пассажиров. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина — 222 м, ширина — 21 м, осадка — 8 м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн (замыкает Top-10 крупнейших портов Великих озер, 8 из которых – американские).

Гуроны, мохоки, ирокезы 

Торонто — крупнейший город Канады, административный центр провинции Онтарио, самого большого региона страны. Население города – около 3 млн человек; в агломерации Большой Торонто живет 6,3 млн человек – 15% населения Канады. 

Точное происхождение названия города неизвестно; на языке индейцев гуронов это слово означает «место встречи», на языке мохоков — «место, где деревья растут из воды». Кстати, кроме вышеупомянутых племен, на этой территории также проживали ирокезы, сенеки и миссиссоги. В 1793 году удобная площадка на северо-западном берегу озера Онтарио была выбрана для строительства столицы провинции Верхняя Канада. Первоначально новый город назывался Йорк (в честь английского города-«побратима»). В 1813 году в ходе Англо-американской войны Йорк был захвачен, разграблен и сожжен южанами (то есть, армией США), но впоследствии восстановлен и в 1834 году переименован в Торонто. 

На протяжении последних двух веков город рос, в основном, за счет иммиграционного притока населения. В связи с этим для Торонто характерно большое этно-конфессиональное многообразие – здесь много индусов, китайцев, филиппинцев, итальянцев и выходцев из бывшего СССР. В Торонто проживает и самая крупная в Канаде мусульманская община – около полумиллиона человек.

Нынешние границы город приобрел недавно — 1 января 1998 года, когда произошло присоединение к Торонто пяти небольших городов — Норт-Йорка, Ист-Йорка, Йорка, Скарборо и Этобико.

Торонто – очень спортивный город. Так, здесь базируется созданный в 1917 году профессиональный хоккейный клуб Toronto Maple Leafs («кленовые листья»), 13 раз выигрывавший кубок Стэнли и взрастивший таких выдающихся хоккеистов как Турк Брода, Джонни Бауэр, Леонард Келли, Кларенс Дэй, Фрэнк Клэнси, Тим Хортон, Чарли Конахер, Тед Кеннеди, Сил Эппс, Джордж Армстронг, Матс Сундин, Дэйв Кеон, Уэнделл Кларк, Берье Сальминг, Дэррил Ситтлер и Дуг Гилмор. Не отстают от хоккейных легенд и нынешние суперзвезды — Остон Мэтьюз, Джон Таварес, Райан Ривз и Джейк Маккейб.

Кроме того, Торонто имеет баскетбольный клуб экстра-класса Toronto Raptors, который, несмотря на молодость (команда создана в 1995 году), в 2019 году стал чемпионом НБА. 

В 2015 года в Торонто прошли Панамериканские игры, ставшие крупнейшим спортивным соревнованием, когда-либо проведенным в Канаде: в играх участвовало в два раза больше спортсменов, чем в зимней Олимпиаде-2010 в Ванкувере. 

Но не спортом единым жив Торонто — в различных рейтингах совокупного качества жизни город неизменно входит в первую десятку. 

Порт Торонто делится на два района — внутреннюю и внешнюю гавани. Основные грузы – металлопрокат, пиломатериалы, машины и оборудование, сельхозпродукция (сахар, зерно, растительное масло), химикаты, текстиль, стройматериалы, техническая соль, потребительские товары, нефтепродукты (в том числе для бункеровки), контейнеры. В порту действуют паромные линии Toronto Island Ferries – 4 коротких маршрута по внутренней гавани от терминала Jack Layton в центральной части (Toronto Downtown) до причалов Airport Dock, Island Park, Hanlan’s Point и Ward’s Island. Помимо портового хозяйства, администрация порта Торонто управляет городским аэропортом имени Билли Бишопа, расположенным на острове рядом с центром города; через воздушную гавань рейсами авиакомпаний Air Canada Express и Porter Airlines ежегодно 3 млн пассажиров летают в 17 крупнейших городов Канады и США. Максимальные размеры обслуживаемых в порту Торонто судов: длина — 225 м, ширина — 24 м, осадка — 8 м. Годовой грузооборот порта Торонто — 5 млн тонн.

Григорий Волчек