«Нафтогаз Украины» подал в суд Гааги иск к России с требованием возместить $5 млрд из-за потери активов в Крыму. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на сообщение компании.

В нынешние претензии войдет и прежний иск «Нафтогаза». Иски также подали шесть компаний, входящий в группу «Нафтогаз», — «Черноморнефтегаз», «Укртрансгаз», «Ликво», «Укргаздобыча», «Укртранснафта» и «Газ Украины».

«Подаче искового заявления предшествовала комплексная работа по сбору доказательств, поиску свидетелей, обоснованию правовой позиции «Нафтогаза», привлечению экспертов, расчету размера исковых требований. Размер убытков считали международные эксперты, которые специализируются на консалтинге в нефтегазовой отрасли», — сообщил представитель «Нафтогаза».

Для обеспечения защиты своих прав и интересов «Нафтогаз» привлек международную юридическую компанию Covington&Burling LLP, которая «имеет значительный положительный опыт защиты интересов клиентов в процессах против РФ и российских государственных компаний». «В частности, компания представляла интересы инвесторов нефтяной компании ЮКОС в споре против РФ и добилась решения суда о возмещении $50 млрд», — отмечается в заявлении украинской компании.

В Киеве ожидают, что решение будет принято до конца 2018 года. При этом, по мнению директора группы по природным ресурсами и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрия Маринченко, разбирательство может затянуться. Он напомнил, что решение по другим делам — иску «Газпрома» против «Нафтогаза» и встречному иску, которые рассматриваются в Стокгольмском арбитраже, не вынесено до сих пор.

Это уже не первая претензия компании в адрес России из-за активов в Крыму. В прошлом году «Нафтогаз» заявлял, что намерен взыскать с России $2,6 млрд через Международный инвестиционный арбитраж. Спор по поводу украинских компаний начался после присоединения Крыма к России. Правительство полуострова национализировало имущество «Черноморнефтегаза» и «Укртрансгаза». Активы обеих компаний вошли в уставной капитал нового Крымского республиканского предприятия «Черноморнефтегаз».

Россия считает, что исковые требования украинских компаний не могут быть заслушаны, потому что эти инвестиции были осуществлены в период, когда Крым был частью Украины, и, следовательно, не подпадают под защиту по российско-украинскому инвестиционному соглашению. Юристы ранее отмечали, что эти арбитражные разбирательства уникальны, поскольку имеют дело с вопросом о применимости двустороннего соглашения о защите инвестиций к ситуации, когда территория сменила свою государственную принадлежность. «Примечательно, что для признания за истцом права на защиту на основании российско-украинского соглашения арбитрам как минимум требуется признать Крым российской территорией», — указывает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич.

Тем не менее, в пяти таких арбитражных процессах суды уже вынесли промежуточные решения в пользу украинских истцов (включая «Укрнафту» и Приватбанк), признав, что юрисдикция международного арбитража распространяется на эти споры. «Если арбитражные трибуналы вынесут и окончательные решения, присуждающие истцам компенсации, Россия сможет оспорить их в национальных судах по месту арбитража, даже не смотря на неучастие в арбитражных разбирательствах», — говорит Панич.

Кристина Кузнецова