Глобальная маржа переработки, согласно оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie, в прошлом месяце выросла до самого высокого уровня с марта 2024 г., достигнув 8,37 доллара за баррель.
Торговая война между США и Китаем, а также «наводнение» рынков дополнительными поставками нефти со стороны ОПЕК+ привели к росту маржи переработки по всему миру. Согласно прогнозам, показатель останется на высоком уровне в течение 2020-х гг. из-за напряженной ситуации с поставками нефтепродуктов на мировые рынки.
Два крупнейших в мире новых проекта по переработке нефти, гигантский НПЗ Dangote в Нигерии и НПЗ Olmeca в Мексике, в апреле столкнулись с незапланированными простоями установок по производству бензина. По информации JPMorgan, отключение электроэнергии на Пиренейском полуострове 28 апреля привело к остановке около 1,5 млн баррелей в сутки нефтеперерабатывающих мощностей. НПЗ компании Shell в Весселинге и НПЗ компании BP в Гельзенкирхене, а также завод компании Petroineos в Грейнджмуте были окончательно закрыты в апреле-мае. В США в этом году был закрыт НПЗ LyondellBasell в Хьюстоне, в то время как НПЗ компании Phillips 66 и НПЗ Valero должны закрыться в октябре 2025 г. и апреле 2026 г., соответственно.
Закрытие НПЗ в Соединенных Штатах и Европе привело к дисбалансу поставок, вызвало дефицит и помогло сделать действующие мощности прибыльными. По данным консалтинговой компании FGE, мировые поставки дизельного топлива могут сократиться на 100 тыс. баррелей в сутки в текущем году, в то время как спрос упадет лишь на 40 тыс. баррелей в сутки, бензина упадут на 180 тыс. баррелей в сутки (и это при растущем спросе). Аналитики говорят об «узком» предложении для всех основных видов транспортного топлива.
С исторической точки зрения, в 2015 г. глобальная маржа нефтепереработки выросла почти на 50% по сравнению с 2014 г. из-за падения цен на сырую нефть и увеличения спроса на бензин. Напротив, в 2020 г. показатель упал до минимума в 1,4 доллара США за баррель из-за пандемии COVID-19. Маржа нефтепереработки выросла до максимумов во время восстановления спроса после пандемии и ограничений поставок из-за российско-украинского конфликта, а также санкций в отношении России, до 33,5 долларов в июне 2022 г., отмечают в Wood Mackenzie. Но высокие цены на нефть привели к значительному падению доходности глобального downstream. Маржа частично восстановилась до 2-3 долларов за баррель к началу 2025 г. Все изменил приход новой американской администрации, сделавшей ставку на экономический рост за счет доступной потребителям нефти и реализацию сценария «прилив поднимает все лодки».
Согласно прогнозам, маржа переработки останется высокой в течение 2020-х гг. из-за ограниченного предложения. Показатель предположительно снизится после 2030 г., поскольку мировой спрос на нефть может достичь пика в начале следующего десятилетия, прежде всего, в Европе. Если страны продолжат взятый ими курс на безуглеродную экономику, к 2035 г. стоимость углерода в таких регионах, как ЕС, Великобритания и Канада, сделает нефтепереработку в них невыгодной. В Глобальном прогнозе закрытия НПЗ от Wood Mackenzie указано, что 101 из 420 НПЗ (18,4 млн баррелей в сутки, 21% от мировых мощностей) находятся под угрозой закрытия к 2035 г., причем Европа и Китай сталкиваются с самыми высокими рисками из-за снижения спроса и высоких затрат на выбросы углерода. Экономика этих регионов находится под главным ударом регулирования углеродной эмиссии.
/X, Wood Mackenzie, Reuters/