Нефтяные цены упали до самого низкого уровня с сентября 2024 г. Спад объясняется слабыми экономическими данными из Китая, крупнейшего в мире импортера нефти. Котировки Brent в марте отмечены на уровне ниже 70 долларов за баррель.
Что касается предложения, ОПЕК+ подтвердила планы по увеличению добычи на 138 тыс. баррелей в сутки, начиная с апреля текущего года, что станет первым повышением с 2022 г. в рамках соглашения. Однако это решение вызвало неоднозначную реакцию внутри блока — Россия и ОАЭ выступают за продолжение политики регулирования рынка на основе снижения добычи, в то время как Саудовская Аравия и другие участники ОПЕК+ склоняются к постепенному уходу от сокращений.
Царящие на рынке страхи из-за переизбытка предложения оказывают давление на цены. Некоторые аналитики предполагают, что ОПЕК+ может приостановить или обратить вспять прирост добычи, если рыночные условия ухудшатся, что отражает осторожный подход участников соглашения к балансировке спроса и предложения. Компания Saudi Aramco, крупнейший в мире экспортер нефти, снизила расчетные цены на апрельские грузы в Азию, сообщает OilPrice.
В 2024 г. Китай, крупнейший в мире импортер сырой нефти, впервые за два десятилетия столкнулся с сокращением поставок, не считая сбоев, связанных с пандемией. Объем нефтяного импорта в КНР снизился примерно на 1,9% по сравнению с 2023 г., достигнув уровня около 11,07 млн баррелей в сутки или примерно 553 млн метрических тонн за год, по сравнению с 11,28 млн баррелей в сутки (563,99 млн т) в 2023 г. Падение знаменует значительный сдвиг от рекордно высокого уровня поставок в позапрошлом году. Среди причин сокращения импорта отмечают слабый экономический рост, структурные изменения в потреблении энергии и снижение активности нефтеперерабатывающих заводов в стране.
Ключевой тенденцией 2024 г. стала стагнация спроса на традиционное транспортное топливо. Быстрая электрификация автопарка Китая, в частности рост числа новых энергетических транспортных средств (NEV), таких как электромобили и гибридные автомобили, вытеснили спрос на бензин, который, по оценкам ряда аналитиков, достиг пика в 2023-2024 гг. Спрос на дизельное топливо также снизился из-за кризиса в секторе недвижимости, слабого экспорта и растущего использования сжиженного природного газа в грузоперевозках, что вытеснило примерно 220 тыс. баррелей в сутки дизтоплива в 2023 г. Несмотря на рост потребления авиатоплива, восстановление авиационных перевозок в Китае не смогло компенсировать снижение спроса на бензин и дизельное топливо в транспортном сегменте.
Китайские НПЗ перерабатывали 14,13 млн баррелей в сутки в 2024 г. Маржа нефтепереработки в Китае сократилась. Независимые нефтеперерабатывающие заводы в Шаньдуне, ключевом центре downstream страны, работали всего на 53,66% мощности. Несколько НПЗ были закрыты или дислоцированы. Несмотря на общее снижение, структура китайского импорта претерпела изменения. Россия укрепила позиции в качестве ведущего поставщика сырой нефти в Китай, при этом поставки выросли на 1% до рекордных 108,5 млн т (2,17 млн баррелей в сутки) по сравнению со 107 млн т в 2023 г. Саудовская Аравия, второй по величине поставщик, сократила экспорт в Китай на 9% до 78,64 млн т (1,57 млн баррелей в сутки) с 1,72 млн баррелей в сутки в 2023 г. Поставки нефти из Бразилии выросли на 17%, до примерно 755 тыс. баррелей в сутки.
Снижение импорта нефти в Китай отражает структурные сдвиги в экономике страны: электромобили составляют более 50% продаж новых автомобилей, а грузоперевозки на СПГ растут. Нефтехимический сектор страны остается главным драйвером роста потребления нефти. Аналитики расходятся во мнениях относительно пика нефти в Китае: некоторые считают 2024 г. переломным моментом, в то время как другие прогнозируют небольшой рост нефтепотребления до 2026 г. перед возможным плато, в зависимости от стимулирования китайской экономики и запуска новых мощностей НПЗ в стране.
Можно сказать, что прошлый год стал ключевым моментом для китайского импорта нефти со сдвигом в сторону поставок российской нефти и снижением зависимости от Саудовской Аравии. Тенденции указывают на пик спроса на традиционное топливо в Китае, отчасти компенсируемый потребностями нефтехимии и накоплением стратегических запасов нефти в стране, что создает условия для потенциальной стабилизации и восстановления рынка в 2025 г.
/X, OilPrice/