В сентябре 2024 г. Южному речному порту исполнилось 85 лет. Юбилейная дата и планы на застройку портового терминала послужили поводом для Музея Транспорта Москвы подготовить и представить документальный фильм, посвященный истории одного из главных городских портов столицы. Южный речной порт создавался и долгое время функционировал как крупнейший транспортный хаб, где сходились водные, автомобильные и железнодорожные пути, что позволило наладить через него масштабные поставки угля для снабжения энергией и теплом Москвы. 

История Южного речного порта тесно переплетена с развитием столицы. Именно через портовую инфраструктуру Москвы поставлялось оборудование, необходимое для строительства метро и прокладки автотранспортных тоннелей. Музей Транспорта публикует документальный фильм на официальном сайте музея.

В Москве последовательно возрождается речной городской транспорт. После реконструкции открыты уникальные Северный и Южный речные вокзалы. Основной акцент в развитии этого сегмента делается сегодня на пассажирских водных перевозках: речных туристических круизах и городских поездках по реке. Южному речному вокзалу полностью возвращен исторический облик. Здесь появилось пространство Музея транспорта Москвы, заработала первая выставка «Москва-река пассажирская», где посетители могут узнать о развитии речного городского транспорта.

Возрождать столичный речной транспорт начали в последнее десятилетие. По Москве-реке ежедневно ходит более 50 судов частных компаний, которые перевозят пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам. Впервые в мире на речные трассы столицы вышли круглогодичные инновационные электросуда. Развитие регулярных речных маршрутов на электросудах стало уникальным проектом не только для Москвы и всей России, но и для мировой практики. Это первый в мире круглогодичный, самый современный водный транспорт полностью на электрическом ходу. Открытие двух маршрутов инновационных электросудов позволяет улучшить транспортное обслуживание и предоставить альтернативные варианты поездок примерно для жителей 18 районов Москвы.

Современные оригинальные причалы позволяют принимать до двух судов одновременно. При их разработке применили уникальное, не имеющее аналогов в мире решение, обеспечивающее зарядку электросудна при посадке и высадке пассажиров. Внедрение отечественных электрических судов для пассажирских перевозок по Москве-реке стало одним из самых инновационных транспортных проектов столицы. Основные элементы электросудов — корпус, тяговый электродвигатель, климатическая установка, остекление, панели обшивки, автоматизированная аппарель, система управления освещением, бортовые двери и все программное обеспечение управления — полностью российского производства. В перспективе электросуда могут перейти на беспилотное управление. 

Название первого электросудна — «Синичка». На водных путях также была отмечена «Жужа». Несколько судов получили название в честь московских рек. Суда около 22 метров в длину вмещают до 50 пассажиров, есть специальные места для маломобильных граждан. В пассажирском салоне установлены информационные экраны и USB-зарядки, предусмотрены площадки для перевозки самокатов и велосипедов. Большие панорамные окна и остекленная крыша пассажирского салона позволяют любоваться прекрасными видами на Москву.

Использование электрических судов позволяет улучшить экологическую ситуацию в столице. С 2011 года московские власти реализовали ряд крупных проектов по благоустройству набережных и экологической реабилитации акватории Москвы-реки. Благодаря модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода, городских и локальных очистных сооружений, а также значительному уменьшению выбросов автотранспорта удалось существенно улучшить качество воды в Москве-реке. Как отмечают в московском правительстве, в центральной части города количество содержания нефтепродуктов и металлов в Москве-реке снизилось в два раза. Дальнейшее развитие территории возле Южного речного вокзала также предполагает развитие электробусного парка площадью около 40 тыс. кв. м, где будет вестись обслуживание более 200 электробусов, выходящих на замену дизельных автобусов на городских маршрутах.

Мария Кутузова