Несмотря на быстрое распространение возобновляемых источников энергии, огромный рост спроса на электроэнергию в крупнейших экономически развитых державах указывает на неизменное в целом потребление угля в глобальном масштабе.

Согласно последнему прогнозу МЭА тенденций на угольном рынке, мировой спрос на этот энергоноситель останется неизменным как в 2024 г., так и в 2025 г., поскольку растущий спрос на электроэнергию компенсирует последствия для угля быстрого расширения солнечной и ветровой энергетики, а также постепенного восстановления гидроэнергетики.

В 2023 г. мировое потребление угля выросло на 2,6% и достигло рекордного уровня, что обусловлено сильным ростом спроса в Китае и Индии, двух крупнейших потребителях этого энергоносителя. Хотя спрос на уголь рос как в электроэнергетическом, так и в промышленном секторах, основным драйвером было использование угля для заполнения дефицита, образовавшегося из-за низкой выработки в гидроэлектроэнергетике (на фоне обмеления рек из-за климатических изменений) и быстрого роста спроса на электроэнергию.

В Китае, на долю которого приходится более половины мирового потребления угля, производство электроэнергии на гидроэлектростанциях восстанавливается в 2024 г. с исключительно низкого уровня прошлого года. Это, наряду с продолжающимся быстрым внедрением солнечной и ветровой энергии, значительно замедлит рост использования угля в текущем году. Однако очередное значительное ежегодное увеличение спроса на электроэнергию в Китае, прогнозируемое на уровне 6,5% в 2024 г., делает снижение потребления угля в стране маловероятным, считают в Международном энергетическом агентстве. 

В первой половине года потребление угля в Индии резко выросло в результате низкой выработки гидроэлектроэнергии и значительного увеличения спроса на электроэнергию из-за сильной жары и сильного экономического роста. Согласно прогнозам МЭА, во второй половине текущего года рост спроса на уголь в Индии замедлится, поскольку погодные условия в стране вернутся к средним сезонным показателям. 

Спрос на уголь в Европе продолжает снижаться: этот тренд в европейских странах стартовал еще в конце 2000-х годов, во многом за счет усилий национальных правительств по сокращению выбросов в электроэнергетике. Прогнозируется, что после падения более чем на 25% в 2023 г., угольная энергетика в ЕС в этом году снова обвалится почти на столько же. Использование угля в Соединенных Штатах также значительно сокращается в последние годы, но высокий спрос на электроэнергию и замедление темпов перехода с угля на природный газ угрожают дальнейшему развитию этой тенденции в 2024 г. Япония и Корея продолжают сокращать зависимость от угля, хотя и медленнее, чем в Европе. 

«Наш анализ показывает, что мировой спрос на уголь, скорее всего, останется неизменным до 2025 г., исходя из сегодняшних политических реалий и рыночных тенденций. Продолжающееся быстрое внедрение солнечной и ветровой энергии в сочетании с восстановлением гидроэнергетики в Китае оказывает значительное давление на использование угля. Электроэнергетический сектор является основным драйвером мирового спроса на уголь, а потребление электроэнергии очень сильно растет в нескольких крупных экономиках. Без такого быстрого роста спроса на электроэнергию в этом году мы бы стали свидетелями снижения мирового использования угля. Тем не менее, современные структурные тенденции означают, что глобальный спрос на уголь достигнет поворотного момента и вскоре начнет снижаться», — считает Кейсуке Садамори, директор МЭА по энергетическим рынкам и безопасности.

Мировое производство угля несколько снизится в 2024 г., после роста годом ранее. В текущем году добыча угля в Китае замедляется после двух лет ошеломляющего прироста. Индия продолжает наращивать объемы производства угля: в 2024 г. в стране прогнозируется увеличение предложения этого энергоносителя примерно на 10%. В странах с развитой экономикой добыча угля снижается, что в целом отражает существующий спрос.

Объемы торговли углем находятся на рекордном уровне, несмотря на обвал импорта в Европе и его снижение в Северо-Восточной Азии (Япония, Корея и Тайвань) с 2017 г. В 2024 г. Вьетнам станет пятым по величине импортером угля. Поставки угля в Китай и Индию остаются на рекордно высоком уровне.

Согласно выводам МЭА, несмотря на снижение внутреннего производства угля в Китае в первой половине этого года, ужесточение санкций в отношении российских производителей и сбои в некоторых странах-экспортерах, мировой рынок угля хорошо обеспечен поставками. Учитывая стабильный спрос, цены на уголь в первой половине 2024 г. оставались на высоком уровне, вернувшись к уровням, которые в последний раз наблюдались перед последним мировым энергетическим кризисом 2021-2022 гг., и остаются высокими из-за инфляционного давления.

/МЭА/