Увеличение предложения нефти в условиях ослабления спроса приводит к обострению конкуренции среди поставщиков. Одним из регионов сбыта, куда производители и торговые компании, по информации агентства, направляют этой осенью лишние объемы, стало Средиземноморье. Избыток предложения на фоне низкой маржи переработки и ослабления спроса на нефть ограничивает потенциал арбитражных поставок Urals из Северо-Западной Европы в порты Средиземного моря, считают в Argus. 

Возможности для арбитражных поставок основного сорта российской нефти в октябре снизились из-за роста предложения в этом регионе. Еще в сентябре интерес к отгрузкам Urals поддерживал стоимость сорта на уровне премии к Brent, но в начале октября 2020 г. цены опустились до скидки к эталону. В порты Средиземного моря в сентябре поступило в среднем 4,21 млн баррелей нефти в сутки, что является максимальным показателем с апреля, текущего года. Самым востребованным сортом в первый осенний месяц стала смесь КТК, поставки которой выросли на 136,6 тыс. баррелей в сутки, до 781,4 тыс. баррелей в сутки, что соответствует 18,6% всех поставок нефти в регион. Рост закупок КТК обеспечен относительно невысокой ценой по сравнению со стоимостью других близких по качеству сортов. Так, отгрузки Azeri Light в порты Средиземноморья уменьшились до 373 тыс. баррелей в сутки с почти 537 тыс. баррелей в сутки — месяцем ранее. 

Второе место по объему поставок в регион в сентябре занял иракский Kirkuk (9,5%). Отгрузки этой нефти в Средиземноморье превысили 400 тыс. баррелей в сутки, что стало самым высоким показателем с августа 2019 г. Рост импорта Kirkuk также обусловлен привлекательной стоимостью этого сырья. Партии иракской нефти направлялись в Италию (37%), Грецию (22,6%), Хорватию (20,7%), Испанию (13,4%) и Израиль (6,3%). 

Поставки Urals в Средиземноморье в сентябре выросли на 100 тыс. баррелей в сутки относительно августовского показателя, почти до 340 тыс. баррелей в сутки. Прирост обеспечили поставки в адрес НПЗ, получающих сырье в портах Италии, Турции, Испании и Хорватии. Так, почти 15% совокупных поставок Kirkuk и Urals пришлись на Триест (Италия), откуда нефть прокачивается по Трансальпийскому трубопроводу (TAL) на НПЗ в Австрии, Германии и Чехии. 

В настоящее время Urals столкнулся с возросшей конкуренцией в Средиземноморье со стороны альтернативных сортов. В частности, в регионе отмечается увеличение предложения норвежского сорта Johan Sverdrup. В сентябре в порты поступило более 163 тыс. баррелей в сутки, что является максимальным уровнем с декабря 2019 г., когда в Средиземноморье была ввезена первая партия этого сорта. Почти 86% этой нефти в сентябре было доставлено в Турцию. По две партии сорта приобрели местные переработчик Tupras, а также НПЗ Star, принадлежащий азербайджанской ГНКАР, оба обычно предпочитают Urals. Еще 14% было ввезено в Италию для переработки на НПЗ Isab ЛУКОЙЛа. В октябре и ноябре отгрузки сорта Johan Sverdrup в Средиземноморье могут вырасти, если не увеличится спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда обычно направляется основная часть этой нефти. 

Более 50% сырья, реализуемого в Средиземноморье, приходится на легкие сорта. В условиях избыточного предложения стоимость такой нефти оценивается со скидкой к Brent, хотя ранее она торговалась дороже эталона. В ближайшее время цены на легкую нефть останутся под давлением из-за растущего экспорта из Ливии, возобновившегося после восьмимесячного перерыва. В этих условиях отмечается удешевление алжирской Saharan Blend, смесей КТК и БТД, а также другого близкого по качеству сырья. Ситуацию несколько облегчит снижение поставок из США. Так, в октябре ожидается сокращение импорта WTI до 600-700 тыс. баррелей в сутки, значительное падение по сравнению с 1,2 млн баррелей в сутки в августе 2020 г.

Нина Маркова