Как сообщает пресс-служба ЛУКОЙЛа, компания приступила к выпуску низкосернистого мазута (FUEL OIL BUNKER 0.5), соответствующего требованиям Международной конвенции MARPOL. Волгоградский НПЗ планирует производить около 1 млн т этого экологичного судового топлива в год. Требования MARPOL к содержанию серы на уровне не более 0,5% в топливе для судов, осуществляющих судоходство под эгидой Международной морской организации ООН (IMO), становятся обязательными с 1 января 2020 г. В сентябре этого года Волгоградский НПЗ отметил 62 года с момента создания. За последние два десятилетия завод был значительно модернизирован, объемы выпуска светлых нефтепродуктов по итогам 2018 г. составили 71,6%. В прошлом году на территории завода запущена в строй солнечная электростанция мощностью на 10 МВт, позволившая сократить выбросы углекислого газа на 10 тыс. т в год.

По информации компании, ЛУКОЙЛ производит и другие виды судовых топлив с улучшенными экологическими характеристиками. На Пермском НПЗ еще в 2015 г. стартовало промышленное производство топлива судового экологического (ТСЭ) со сниженным содержанием серы. ТСЭ вот уже несколько лет используют в акватории Балтийского моря — в зоне особого контроля выбросов серы при морском судоходстве (SECA — Sulphur Emissions Control Areas). ЛУКОЙЛ ежегодно производит около 1 млн такого топлива.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL 73/78) предусматривает комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и трансграничного загрязнения моря судами с нефтью, жидкими веществами в больших количествах, вредными веществами в упаковке, сточными водами.

По информации Международного судового регистра Палау, лишь немногим более 44% из опрошенных участников рынка могут соблюдать требования IMO по сере на уровне 0,5% с начала 2020 г. Таким образом к переходу на жесткие стандарты пока не готова большая часть игроков: судовладельцев, операторов и судовых менеджеров.

Как сообщил недавно Gunvor, его нефтеперерабатывающий завод в Роттердаме перейдет на производство низкосернистого топлива лишь к середине следующего года. По мере приближения 2020 г. на рынке в этом сегменте наблюдается повышенная активность. Поставщики топлива накапливают запасы мазута с очень низким содержанием серы в ключевых портах. В то время как НПЗ начинают переходить на сорта нефти, позволяющие выпускать большие объемы низкосернистого судового топлива. Из других альтернативных решений судовладельцы отдают предпочтение использованию сравнительно дорогого дизельного топлива, некоторые устанавливают на судах скрубберы для удаления серы, позволяющие использовать бункер с ее высоким содержанием.

Мария Кутузова